Реформа в строительстве
Правовое регулирование строительной деятельности до недавнего времени сопровождалось тотальным контролем со стороны государства, основным элементом которого являлось установление запрета на занятие деятельностью в области строительства зданий и сооружений без получения в установленном порядке соответствующего разрешения (лицензии). Была создана система бюрократических барьеров, целью которой являлось недопущение на рынок непрофессионалов, и как следствие повышение качества и безопасности оказания строительных услуг. Однако, на практике картина выглядела не столь радужной. Сложившаяся система лицензирования строительной деятельности не только не отвечала провозглашенным целям, но и напротив, способствовала появлению фирм-посредников и фирм-однодневок. Подобное положение дел шло вразрез с общепринятыми представлениями о роли современного государства в регулировании хозяйственной деятельности субъектов рынка. Решение проблемы виделось в создании института саморегулируемых организаций, который взял бы на себя роль своеобразного фильтра, “изнутри” отсеивающего неквалифицированных и (или) недобросовестных участников.
Долго бродившая идея нашла практическое воплощение в федеральном законе, который 22 июля 2008 года был подписан президентом. Авторы закона мотивировали его появление на свет необходимостью введения института саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства в целях обеспечения механизмов регулирования строительного рынка в условиях отмены лицензирования проектирования, строительства и инженерных изысканий для строительства зданий и сооружений.
Такой подход в полной мере соответствует мировому опыту, доказавшему свою эффективность в странах с высокоразвитой рыночной экономикой. Кроме этого, введение института саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства является объективной необходимостью в связи с нарастанием опасности техногенных катастроф, обусловленных ухудшающимся качеством строительства и эксплуатации зданий и сооружений, отсутствием действенных механизмов ответственности участников строительного рынка за выполнение своих обязательств перед потребителями их услуг. Введение саморегулируемых организаций в строительной области при частичном сохранении государственного регулирования этой отрасли во многом позволит решить указанные проблемы, не допустить на строительный рынок недобросовестных участников, что будет способствовать обеспечению безопасности строительства.
На законодательном уровне было введено понятие саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, определены цели создания таких организаций, устанавлены требования к саморегулируемым организациям, требования к деятельности таких организаций, отрегулированы вопросы приема в члены саморегулируемых организаций, принятия саморегулируемыми организациями требований к членству, стандартов саморегулирования, правил контроля в саморегулировании, системы мер ответственности, осуществления контроля саморегулируемыми организациями в отношении входящих в их состав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, создания компенсационного фонда саморегулируемых организаций, приобретения и прекращения правового статуса саморегулируемых организаций.
Саморегулируемые организации могут создаваться с использованием организационно-правовой формы некоммерческого партнерства, ассоциации, союза юридических лиц, объединения работодателей и иных организационно-правовых форм, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если это не противоречит требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Федеральным законом вводится понятие изыскательских, проектных, строительных работ, влияющих на безопасность в строительстве. К выполнению таких работ допускаются только члены саморегулируемых организаций, имеющих допуск к осуществлению соответствующих работ. Все иные изыскательские, проектные, строительные работы могут осуществляться застройщиком самостоятельно либо привлекаемыми им на основе договора юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.
Вместе с тем, учитывая, что требуется время на создание саморегулируемых организаций положения закона, предусматривающие выполнение изыскательских, проектных, строительных работ, влияющих на безопасность в строительстве только членами саморегулируемых организаций, имеющих допуск к осуществлению соответствующих работ, вводится с 1 января 2009 года.
В связи с введением института саморегулируемых организаций уточняется статья 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации, регулирующая вопросы ответственности за вред, причиненный вследствие недостатков работ по выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства.
|
ОБЪЕКТЫ:
Строительство АБК НПО "Авиатехнология"
Реконструкция автосалона Реутов Моторс
Установка вышек сотовой связи Билайн
Строительство нового завода LG Электроникс
Строительство заводского ПСК "Фирма Мортадель"
|